В начале июля 2016 года Госавтоинспекция отметила солидный юбилей — свое 80-летие. Как живет ГИБДД и какие задачи ей приходится решать на территории Смоленщины? Начальник Управления ГИБДД по Смоленской области Иван Онищенко рассказал телеведущей ГТРК «Смоленск» Анне Ефремовой о секретах службы, безопасности дорожного движения и основных причинах ДТП. Деловой журнал «ARGENTUM» публикует выдержки из большого интервью программе «Деловой разговор»
Он не может позволить себе приходить на службу к девяти утра и ровно в 18.00 покидать рабочее место. День начальника Управления ГИБДД по Смоленской области Ивана Онищенко начинается с раннего утра: в 7.40 он уже на месте. Работа с личным составом, документооборот, выезды на дорожно-транспортные происшествия и их детальный разбор – график у главного автоинспектора области напряженный.
— Иван Иванович, каков ваш основной принцип работы?
— В первую очередь, это постановка четких задач и контроль за их исполнением, внимательное отношение к проблемам и нуждам личного состава. Ну и самое главное — это своевременное, чуткое и внимательное реагирование на заявления и те вопросы, которые поступают от жителей Смоленской области.
— Вы себя считаете жестким руководителем или лояльным?
— За ответом на этот вопрос вам лучше обратиться к моим подчиненным. Мое личное мнение — я требовательный руководитель.
— А с вашей точки зрения, полицейский – это призвание или точно такая же профессия, как и все остальные?
— В свое время, когда я пришел в органы внутренних дел – тогда это еще была милиция, – я шел именно по призванию. Я считал, что это нужно, это необходимо, и думал: «Кто, кроме нас?» Считаю, что сегодня у нас много молодых ребят, которые достойно служат. И когда я с ними беседую, я вижу, что они думают так же: это необходимо. Я вижу, что основная масса личного состава приходит в профессию по призванию.
— В начале беседы вы упомянули, что ваша работа заключается в том числе и во всестороннем контроле. Часто ли вы выезжаете на места патрулирования или на ДТП?
— Практически ежедневно. Личный состав должен понимать, что от командира взвода до руководителя госавтоинспекции каждый может быть проверен по месту несения службы. Кроме того, я лично и мои заместители выезжаем на место дорожно-транспортных происшествий на всей территории области, если они резонансные и заслуживают особого внимания, если есть два и более погибших. Часто происходят выезды в город и на трассу М1, на которой перед выходными в разы увеличивается количество транспорта.
Анна Ефремова, автор и ведущая программы «Деловой разговор»:
— Доброго времени суток, мой дорогой и любимый зритель и читатель!
Начну с отличной новости. Теперь программа «Деловой разговор» и на страницах журнала ARGENTUM! Почему именно этого журнала? Потому что моей программе близка концепция этого издания. Мы рассказываем об одном и том же. Об успехе. Я часто в программе спрашиваю гостей, как выглядит формула успеха. Передаче уже скоро три года, но универсальной формулы успеха так и нет. И по большому счету ее и не может быть. На мой взгляд, успех – это внутреннее состояние, ощущение. И измерить его можно только уровнем внутренней удовлетворенности. А этот уровень у всех разный. Можно иметь недвижимость в Майями и десять яхт и чувствовать себя недовольным, а можно каждый день пробегать на 1 км больше и чувствовать себя счастливым.
Успех – он внутри! Самое главное – ставить себе цель и добиваться ее! Именно этого искренне и желаю всем зрителям моей передачи и читателям этого журнала!
— Как вы оцениваете сегодня показатель аварийности в Смоленской области?
— Десять лет назад было 326 погибших на территории Смоленской области. В 2015-м – 184. В настоящий момент мы видим тенденцию к снижению количества дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых в ДТП. Среди причин — ужесточение законодательства в части выявления лиц, находящихся в алкогольном опьянении при управлении транспортным средством. Вместе с тем количество административных правонарушений возросло. Но это, скорее, результат того, что количество комплексов, которые фиксируют административные правонарушения, было увеличено. В этом году мы ввели несколько стационарных комплексов и систему, которая контролирует средний скоростной режим. Сейчас мы начали эту систему тестировать на аварийно-опасных участках федеральной дороги М1. Контроль осуществляется на участках протяженностью от 3 до 15 километров. На въезде на участок установлен комплекс, который фиксирует входящие транспортные средства, и через 5 — 10 километров устанавливается второй комплекс, фиксирующий данный автомобиль, выходящий из зоны контроля. Расчет скорости производится сервером времени. Допустимая средняя скорость в населенном пункте составляет 79-80 километров в час, на магистрали — не выше 110. Мы, естественно, делаем определенный допуск.
— Назовите три основные причины ДТП.
— Это, естественно, алкогольное опьянение: управление автомобилем в нетрезвом состоянии влияет на тяжесть последствий ДТП. Основной же массив – это нарушение скоростного режима и несоблюдение правил на светофорах. На территории Смоленска и на федеральной дороге в течение полугода работает скрытый патруль, идет скрытый контроль за движением транспортных средств. Только в Смоленске при помощи скрытого патрулирования привлечено к ответственности 728 водителей. Среди нарушений – использование средств мобильной связи за рулем, непристегнутый ремень безопасности, неправильное расположение на перекрестках.
— Сколько сейчас в городе и области установлено камер фото- и видеофиксации и каков результат от их использования?
— У нас 24 рубежа стационарного контроля и 67 передвижных комплексов автоматической фиксации правил дорожного движения, которые используются нами на территории Смоленской области. В основном на дорогах внутриобластного значения. Комплексы эффективно используются. В прошлом году было выявлено 83 тысячи нарушений, связанных со скоростным режимом.
— Иван Иванович, а вы сами часто водите машину?
— Практически ежедневно. Это необходимо и по служебной деятельности: я практикую методы скрытой проверки личного состава, а для этого нужны и гражданские транспортные средства. Ну и конечно, для того, чтобы вникать и понимать проблемы дорожного движения, нужно быть его участником.
— Можете с первого взгляда определить, что за водитель в автомобиле: новичок или профи?
— Безусловно, по манере вождения опыт определить можно. Профессионал уверен в своих действиях. А вот дамы за рулем — это интересная тема. Теория безупречна. Они могут за полчаса ответить безошибочно на 800 теоретических вопросов. На практике женщины много аккуратнее, более осторожны, но при серьезном транспортном потоке женщина скорее растеряется.
— А вот количество ДТП у кого больше, у мужчин или женщин? Кто из них способнее к вождению?
— ДТП больше у мужчин, ведь среди них автолюбителей в несколько раз больше, чем среди женщин. Что касается способностей… Есть те, кому это дано, а есть те, кому нет. И тут неважно, мужчина это или женщина.
— То есть, в принципе, можно сказать, что мужчины и женщины на равных?
— Конечно.
— Несколько лет назад трассу М1 называли одной из самых опасных в России. Какова обстановка на этой федеральной автомагистрали сегодня?
— Если посмотреть статистику за последние десять лет, то на трассе было и 120 погибших, и 80, и 86, в прошлом году 45 человек погибло, в этом – уже 25.В целом количество ДТП на М1 сокращается, как и на дорогах областного и межобластного подчинения. Но тяжесть последствий на трассе Москва – Минск, безусловно, выше. В 2015 году губернатор Смоленской области Алексей Островский направил письмо в Росавтодор и Главное управление безопасности дорожного движения о необходимости улучшения технической составляющей дороги М1. Нам удалось решить ряд вопросов, и количество технических средств организации дорожного движения в прошлом году было увеличено. В результате мы добились снижения количества погибших. Установлено 3600 сигнальных столбиков, которые в темное время суток и в плохую погоду дают возможность водителю определить полосу движения, проведено освещение пешеходных переходов, введен ряд светофорных объектов. Основная масса ДТП на федеральной дороге происходит сегодня в Вяземском и Гагаринском районах, там, где отсутствует барьерное разграничение. Но мы продолжаем работу, увеличиваем количество тросовых разграничений в этих районах. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы сделать дорогу М1 безопасной и комфортной.