Имя Федора Коня, без сомнений, на слуху у каждого смолянина. И хотя, кроме этого самого имени (и то недостоверного), о легендарном зодчем неизвестно почти ничего, воздвигнутый им «памятник рукотворный» — смоленская крепость — навеки сделал его главным строителем нашей земли
КОНЬ, ИВАНОВ ИЛИ ИТАЛЬЯНЕЦ?
Парадокс Федора Коня заключается в том, что, казалось бы, об одном из самых знаменитых русских зодчих за всю историю по факту неизвестно ровным счетом ничего. Ну, разумеется, кроме профессии — она-то вопросов ни у кого не вызывает.
Зато их вызывает все остальное, начиная с имени. Здесь стоит сказать, что на Руси имена зодчих письменные источники фиксировали нечасто. Федор Конь — один из немногих мастеров, чье имя дошло до наших дней. И это, конечно, подчеркивает исключительность его статуса: зодчий носил очень почетный персональный титул «государева мастера» при царе Борисе Годунове, по чьему велению и строил крепостную стену в Смоленске.
Проекты Федора Коня
- Борисов городок в с. Борисово
- Каменные стены и башни Белого города Москвы (1585 — 1593; по линии нынешних бульваров)
- Крепостная стена Смоленска (1596 — 1602)
- Ансамбль Болдинского монастыря под Дорогобужем (согласно гипотезе П.Д. Барановского)
- Троицкая церковь в Вяземах со звонницей (1585 — 1586)
Так вот, связка «Федор Савельевич Конь» вызывает сомнения у многих историков. Дело в том, что русский народ известен своей любовью давать прозвища и переиначивать имена-фамилии, особенно непривычные слуху, редкие и иностранные (вспомнить хотя бы итальянца Растрелли, которого двумя веками позже в России именовали Варфоломеем Варфоломеичем) . Так, по одной из версий, зодчий мог быть Ивановым. В письменных источниках XVI века, дошедших до наших дней и не вызывающих подозрений о подлинности, его называют и «Конем Федоровым», и «Кононом Федоровым», и «Кондратом Федоровым», и «Феодором». Исследователи предполагают, что прозвище Конь могло быть связано также как с его личными качествами (крепкий, рослый, надежный), так и с его происхождением. Смоленский искусствовед, внучка известного скульптора Альберта Сергеева Елена Комиссарова убеждена, что создатель крепостной стены был итальянцем. В пользу этой версии отчасти может говорить тот факт, что стилистические особенности творений Федора Савельевича демонстрируют явное влияние итальянского Ренессанса. Краевед Иван Хозеров, к примеру, усматривает в смоленской крепости множество отсылов к архитектуре многогранных башен замка Луго в Италии. В некоторых хрониках, к слову, Коня называют «турским человеком», то есть пришедшим из итальянского Турина.
НЕИЗВЕСТНАЯ БИОГРАФИЯ
Однако большинство историков все же склонны считать зодчего выходцем из Троицкого монастыря в Болдине, который был основан в XVI веке на территории современного Дорогобужского района, то есть гениальный зодчий с большой вероятностью мог быть и коренным смолянином, что, согласитесь, греет душу. Сохранились источники, в которых упоминаются он и его родные (либо человек с аналогичным именем или прозвищем и его родные).
Даже даты рождения и смерти Федора Коня лишь приблизительны: считается, что он появился на свет около 1540 года и покинул его после 1606-го.
О жизни между этими временными промежутками тоже неизвестно практически ничего: упоминания о зодчем сохранились лишь в некоторых источниках рубежа веков. Приходные и расходные книги Болдина, наказы и грамоты царя Федора Иоанновича 1591 г. и 1595 г., различные хроники и летописи XVII века — сведения в них скорее делового характера, о личности Коня они представления не дают.
Последнее достоверное упоминание о Федоре Коне относится к 1606 году и было опубликовано исследователем Скрынниковым.
Интересная история с именем Федора Савельевича приключилась уже в XX веке. В 1934 году увидела свет биография Федора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу. Автором сей публикации стала юная писательница Вера Жакова. В ней прославленный зодчий, «государев мастер», неожиданно предстает бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала некие челобитные, одна из которых была впоследствии найдена и опубликована в 1966 г. Последующее изучение этого документа показало, что это подделка, созданная или скопированная в XIX или в начале ХХ века. Таким образом, прорыва в изучении биографии Федора Коня не случилось, и по сей день мы почти ничего о нем не знаем.
Зодчий носил очень почетный персональный титул «государева мастера» при царе Борисе Годунове
ПАМЯТЬ НА ВЕКА
Вероятно, мы уже никогда не узнаем, каким человеком был зодчий, которого называем Федором Конем. Выглядел ли он так, каким его изображает известный памятник близ Громовой башни, или был совсем другого роста, телосложения, носил другую прическу? И так ли это важно? Ведь о человеке исстари судят по его делам. А «дела» этого «государева мастера» воистину восхищают и нас, избалованных достижениями прогресса, рожденных в век высоких технологий, что же говорить о современниках Коня? Даже сегодняшние специалисты признают, что постройки Коня отличаются высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. И пусть многие из них, в том числе и Смоленская крепостная стена, дожили до нас в искаженном веками и не самыми умелыми реставраторами виде, они по-прежнему остаются лучшим памятником их создателю. Ведь если смоленскую крепость современники называли не иначе как «ожерельем земли русской», то Федор Конь не какой-то там древнерусский прораб. Он — ювелир!