ARGENTUM

Интервью

Доверяя – проверяй: коррупционные риски можно минимизировать

nalogi_september2017_1000x600_2-min

Интервью с главным специалистом-экспертом отдела кадров и безопасности УФНС России по Смоленской области Ольгой Петровной Скоробогатовой

С коррупцией, убеждены многие, необходимо бороться комплексно. А позволяет ли вообще существующее законодательство эффективно вести борьбу с этим явлением в кадровой сфере государственной гражданской службы? Однозначно утвердительный ответ дает главный специалист-эксперт отдела кадров и безопасности УФНС России по Смоленской области Ольга Петровна Скоробогатова.


Ольга Петровна Скоробогатова

— Ольга Петровна, каждый человек на государственной службе проходит через отбор, требующий риск-ориентированного подхода. Что это значит?
— Предполагается, что в идеальном случае кандидат на должность в государственной структуре — не только профессионально грамотный специалист, но и порядочный, надежный человек. При этом еще и открытый, коммуникабельный. Должность потребует от него жить работой, не быть равнодушным к службе, ориентироваться в сложной обстановке, анализировать, правильно расставлять приоритеты. Вообще само слово «должность» этимологически связано со словом «долг»! Впрочем, конечно, есть и те, кто ассоциирует его с понятием «выгода», что попадает под определение «коррупционный риск». А в нашей профессии коррупционные риски очень высоки. Доверяя человеку, мы должны учитывать их, предвосхищая как возможные сомнения, так называемые «минутные слабости», так и осознанные проявления корысти.
— Понять это при приеме нового сотрудника на работу предстоит конкурсной комиссии. А как формируется сам ее состав, какая проводится работа в отношении кандидата на госслужбу до представления его кандидатуры на рассмотрение конкурсной комиссии? Предусмотрены ли меры по исключению возможности повлиять на принимаемые решения в отношении кандидата?
— В целях снижения влияния «человеческого фактора» и исключения коррумпированности при решении вопросов приема на работу по каждому кандидату до представления сведений в конкурсную комиссию проводятся проверочные мероприятия, дается предварительный анализ представленных документальных материалов. В зоне нашего пристального внимания находится достоверность и полнота представленных кандидатом на должность госслужбы сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного и финансового характера, сведения о наличии судимости, информация о том, как характеризуется кандидат на прошлом месте работы. Устанавливается, есть ли в близком родстве у будущего госслужащего руководители, учредители организаций и учреждений, индивидуальные предприниматели, проверяется возможность наличия обстоятельств, препятствующих претендовать на должности госслужбы.
Особое внимание уделяется анализу в отношении кандидатов на так называемые коррупционно опасные должности, в чьи функции входит проведение выездных и камеральных налоговых проверок, урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства, регистрация и учет налогоплательщиков и так далее, когда служащий должен принимать решения на огромные суммы, в том числе и ломающие сложные схемы ухода от налогов.
— По результатам такой предпроверки отказывают часто?
— Критерии возможных отказов от приема документов кандидата на замещение должности госслужбы определены статьей 16 Федерального закона о государственной гражданской службе. В остальном принцип равного доступа граждан Российской Федерации к гражданской службе и равные условия при подаче документов на замещение должности госслужбы соблюдаются неукоснительно.
— Как строится работа антикоррупционного подразделения, направленная на недопущение возникновения ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей?
— Одна из задач при решении данного вопросам — недопущение возможности возникновения конфликта интересов и принятие мер к его урегулированию. С этой целью в налоговых органах, к примеру, предусмотрена установка периода адаптации вновь принятого, в течение которого он под руководством наставника изучает налоговое законодательство, принимает участие в тренингах на знание антикоррупционного законодательства, изучает в кадровом подразделении «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы», узнает об ограничениях и запретах, связанных с прохождением госслужбы.
С учетом результатов ранее проведенного предпроверочного анализа специалисты антикоррупционного подразделения в рабочем порядке осуществляют контроль исполнения должностных обязанностей госслужащим. Например, близкий родственник работника отдела выездных проверок является учредителем организации, в отношении которой налоговой службой осуществляются мероприятия налогового контроля. Возникает ситуация возможной личной заинтересованности. Госслужащий должен сам в добровольном порядке принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов, как только ему стало о нем известно. Для этого в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов им добровольно подается соответствующее уведомление для рассмотрения. Непринятие этого добровольного шага влечет проведение дополнительной проверки с возможным последующим увольнением работника отдела выездных проверок с гражданской службы, если факт возникшего конфликта интересов будет выявлен работниками антикоррупционного подразделения.
Кроме того, осуществляет строгий контроль за доходами, расходами и обязательствами имущественного характера госслужащего и членов его семьи. Хотя понятие «достаточная информация» имеет оценочный субъективный характер, представление недостоверных, неполных сведений может повлечь, так сказать, неблагоприятные последствия для дальнейшего прохождения госслужбы. Особое внимание в настоящее время уделяется проверке общедоступных данных, размещаемых сотрудником налоговой службы в сети интернет, позволяющих идентифицировать его в социальных сетях. И конечно, госслужащий обязан незамедлительно уведомлять соответствующие структуры обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им должностных обязанностей, не использовать служебное положение при решении вопросов личного характера.
— На практике, к примеру, представление недостоверных сведений в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера могут привести к увольнению с госслужбы?
— Безусловно, установление факта умышленного представления недостоверных сведений в справке предусматривает принятие мер к госслужащему вплоть до увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия. Но уровень правовой подготовки кадров налоговой службы находится на высоком уровне, что позволяет исключить факты умышленного представления недостоверных сведений в справке о доходах. Принимая кандидата на работу, назначая на вышестоящую должность, продлевая контракт – мы ему доверяем. Кадровая политика ФНС основана, прежде всего, на доверии, но требует и высокой степени ответственности каждого.
— Получается, что только увольнение с государственной службы освобождает от принятых обязательств и ограничений.
— Ошибочное утверждение. Не освобождает. В течение двух лет бывший сотрудник госслужбы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать нанимателю сведения о последнем месте работы, а в установленных законом случаях еще и обращаться за согласием замещать должность по новому месту работы в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов налогового органа. Плата за «забывчивость» в данном случае распространяется и на нового работодателя и карается штрафом. Для граждан он составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.
— Какие результаты работы сегодня вызывают у Вас профессиональное чувство гордости?
— Безусловно – это рост уровня правовой и профессиональной ответственности государственных служащих. Вместе с тем с каждым годом все прозрачнее процедура приема на работу в налоговые органы. Открытая информация от объявления конкурса на замещение должности госслужбы до момента объявления победителя доступна на сайте ведомства в сети Интернет. Вопросы приема на работу решаются при участии представителей общественных организаций.
Приятно отметить, что в последние годы случаев привлечения к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности государственных служащих налоговых органов Смоленской области, в том числе и к мерам дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, не отмечалось.
Это хороший показатель нашей работы. Помогают нам и бдительные, неравнодушные налогоплательщики. Мы признательны за сообщения через интерактивный интернет-сервис «Обращение в УФНС (ИФНС)» на сайте Управления www.nalog.ru, посредством «телефона доверия» 38-64-01, который работает круглосуточно в режиме автоответчика исключительно на прием звонков о возможных коррупционных проявлениях.
От качества нашего профессионализма и гражданской ответственности каждого зависит степень доверия к Федеральной налоговой службе.

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх