ARGENTUM

Напоказ

Дополните публикацию

napokaz_march2020_1000x600
Фото: @annaslebenslauf

Стратег социальных медиа Анна Макеева продолжает рассказ о «цифровом этикете» в социальных сетях. На этот раз об азах текстовой вежливости, «призрачных райтерах» и ответе на вопрос, как быть, если «чукча не писатель»

Графология определяет черты натуры по почерку.
В тексте же можно раскопать культурные коды, предпочтения в драматургии, университетскую специализацию и социальную среду, в которой индивид вырос и общался, страну и регион. Как сказала в одном из интервью Мария Каленчук, директор Института русского языка имени Виноградова РАН, «речь выдаёт нас с головой», не меньше выдаёт речь письменная.
У российского Instagram есть одна ярко выраженная особенность — текст здесь по своей важности лишь немногим уступает картинке. Популярность очень многих русскоязычных блогов поддерживается блестящим сторителлингом и райтерским мастерством. И если в случае с картинкой аудитория вполне спокойно воспринимает тот факт, что фотографии в блоге сделаны привлечёнными профессионалами, — в конце концов, тут важнее концепция, общий визуальный ряд, обработка и умест-
ная подача, — то текст и автора блога мы до сих пор склонны воспринимать как единое целое. А это, увы, не так. Вернее, возможность делегировать общение с аудиторией посредством текста не всегда используется деликатно.
Если в случае с аккаунтом бренда всё понятно — тексты лучше поручить профессионалу (хотя аккаунты небольших крафтовых марок успешнее развиваются
на личной подаче контента от имени владельца или создателя), то с личным брендом не всё так однозначно.
Здесь и, к сожалению, очень часто встречаются две крайности. Первая — тексты формата «что вижу, о том пою» с оригинальной авторской орфографией, пунктуацией и россыпью эмодзи. Владельцу аккаунта искренне кажется, что делится он подлинными чувствами, — на де-
ле же создаётся впечатление, что текст за него писал Т9 или программа автораспознавания голосовых заметок. Возможно, будь оно так — вышло бы лучше.
Вторая крайность — бодрые пионерские рапорты о каждом шаге на пути к большому успеху, составленные нанятым копирайтером. Тут уж, цитируя Феликса из фильма «Блеф»18+, «если блефуешь — блефуй до конца». Стоит самому владельцу аккаунта написать пару постов или начать лично отвечать на комментарии — и разница становится очевидна даже не самым проницательным читателям. Потому что «речь выдаёт нас с головой», особенно письменная.
Да, владельцы личных аккаунтов и блогеры действительно пользуются услугами копирайтеров или инстарайтеров — писателей-призраков, способных с нуля создать интересную личность со своими уникальными чертами и манерой изложения и поддерживать её существование в digital*-пространстве на протяжении долгого времени. Для хорошего писателя это достаточно лёгкая задача. Для успеха предприятия от владельца аккаунта требуются две вещи: вовремя оплачивать счета и не открывать рот.
Признаюсь, я сама некоторое время работала таким инстарайтером. Моим заказчиком была дама, мечтающая о лаврах Елены Блиновской (популярный блогер, автор самого знаменитого русского марафона личностного роста. Ред.). Так как занялась я этим скорее из любопытства, чем из необходимости, меня хватило на неделю. Это достаточно тяжёлая и далеко не всегда приятная работа. Ты разбираешь чужие, зачастую бессвязные голосовые сообщения, пытаешься ухватиться хотя бы за один логический хвост в лишённом всякой логики повествовании и переложить всё это на язык соцсетей — структурированный и простой.
Та самая структурированность и простота, взятые за аксиому, со многими, кстати, сыграли злую шутку. Ради повышения охватов в ход пошли кликбейтные вступления (вроде «Я умру, если не сделаю этого!»), дробление текста на пункты и намеренно краткие предложения. Если всё это до недавнего времени ещё работало в ком-
мерческих аккаунтах, то в «человеческих» оказывало прямо противоположный эффект. Сейчас умение рассказывать истории и наделять каждый продукт легендой с интересным сюжетом, а то и несколькими, принесёт гораздо больше пользы.

У российского Instagram есть одна ярко выраженная особенность — текст здесь по своей важности лишь немногим уступает картинке

Чего же, в таком случае, читатели ждут от личного блогерского аккаунта? Того же, чего и в случае с фото, — искренности. А ещё эмоций, возможности «заглянуть
в замочную скважину» и небезупречности. И здесь идея нанять гострайтера рассыпается в прах.
Искренность невозможно подделать. Ни создавая образ-картинку самостоятельно, ни тем более пользуясь чужими руками в самом прямом смысле. Digital-зеркало, при помощи которого мы общаемся с внешним миром, тоньше и чувствительнее, чем мы думаем, и на раз-
два считывает фальшь. Конечно, если писать тексты вы наймёте Улицкую, Петрушевскую или даже Елену Михайловскую, вырастить на них аудиторию вполне возможно. Но действительно любимым и читаемым блогером с высокой вовлечённостью и статистикой, от которой специалисты инфлюэнс-маркетинга приходят в восторг, вы вряд ли станете. Потому что упрётесь в невидимый потолок, имя которому «Не верю!»
То же самое с небезупречностью — смешно, но инстарайтеров, как правило, нанимают те, кто этой самой небезупречности боится. Потому что, давайте без лукавства, время на социальные сети, раз уж вы завели там личный аккаунт, у вас нашлось. Значит, найдётся
и на текст. А текст, повторюсь, выдаст с головой.
Каким же может быть ваше текстовое присутствие в социальных сетях, если вы твёрдо намерены развивать личный бренд и готовы на некоторые вложения? Прежде всего, позаботьтесь об орфографии и пунктуации. Грамотность — синяя птица, но хотя бы правописание должно соблюдаться.
Второе — ясность изложения. Вступление — тезис — аргумент — заключение. Ничем не тренируется так хорошо, как качественным художественным чтением. Книги
о личностном росте в эту категорию, увы, не входят.
И с первым, и со вторым поможет хороший литературный редактор. Но высший пилотаж — писать самому. Так, как это делают издатель Ника Белоцерковская (Facebook, Instagram), экс-вице-президент 20th Century Fox и Sony Pictures Ольга Нечаева (Facebook, с недавнего времени и Instagram), врач-косметолог Тийна Орясмяэ (пока только Facebook). Текст, как и манера держаться, — лакмусовая бумажка для того, чего не подделать: пресловутой интеллигентности. Потому что умение стройно излагать мысли воспитывается точно так же, как умение понимать искусство, вести светскую беседу и наслаждаться сложной драматургией — разносторонним
и последовательным опытом и ничем иным.

* — Цифровой
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх