ARGENTUM

Практика

Есть инвайт?

praktika-est-inviat_march2021_1000x600
Фото: из архива редакции

Как работает Clubhouse16+ и почему все быстро наигрались в модную социальную сеть, мы попросили рассказать журналиста Антона Хоменко

Олег Богданов
Антон Хоменко

В последнюю неделю января к Clubhouse присоединилось более миллиона новых пользователей со всего мира, а дальше пошло по нарастающей. Пик популярности в России пришёлся на вторую неделю февраля — по разным оценкам, российская аудитория новой социальной сети составляет около пятисот тысяч человек. В течение месяца аудитория сервиса выросла в 18 раз, это данные аналитического сервиса AppAnnie. Слово «Clubhouse» зазвучало из каждого утюга. Чему есть две вполне логичные причины.
Во-первых, пользоваться социальной сетью могут не все: она работает только на устройствах с операционной системой iOS. Но даже наличие айфона или айпада не гарантирует доступ. Нужен инвайт или подтверждение входа от кого-то из вашего списка контактов в телефоне, кто уже есть в Clubhouse. Инвайтами даже торговали за деньги, которые доверчивые и не разобравшиеся в алгоритмах граждане с удовольствием отдавали. Некоторые предварительно покупали перед этим айфон, хотя прежде считали себя фанатами андроидов. В обществе возник раскол. Одни обвиняли Clubhouse в создании искусственной элитарности, вторые восхищались новым способом потребления контента. Причём в кружок снобов автоматом записали не только разработчиков, но и пользователей айфонов. Вскоре выяснилось, что инвайты не являются таким уж дефицитом, а ограничение по операционным системам связано не с попыткой создать ажио­таж, а с бета-тестированием социальной сети. Оно продолжается до сих пор.
Во-вторых, Clubhouse — соцсеть, сокращающая дистанцию между спикером и слушателем до минимума. Комнаты с Олегом Тиньковым, Тимуром Худавердяном, Германом Клименко, Гариком Харламовым и даже фейковой, как потом выяснилось, Аллой Пугачёвой собирали тысячи слушателей. Ограничение на пять тысяч человек в аудитории одной комнаты быстро расширили до восьми. По словам разработчиков, в код Clubhouse изначально «вшита» возможность расширения до десяти тысяч слушателей. Максимума пока не достигли. И вряд ли это произойдёт в ближайшее время.
Пик популярности социальной сети прошёл. Ею наигрались все, кто хотел. В течение марта она станет привычным способом создания и потребления контента. В Clubhouse уже сформировалась аудитория. Большинство либо больше никогда не зайдёт туда, потому что не нашло места для себя и своих интересов, либо останется в качестве слушателей. Меньшая часть будет генерировать контент. Его будет много, но качественный придётся хорошо поискать. Его и сейчас уже нелегко найти, если вы изначально не подписались на людей, создающих его с момента появления платформы. Например, на блогера и мемолога агентства «Пикчер», основателя комнаты «Кто такой и зачем нужен» Анатолия Капустина (44 тысячи подписчиков по состоянию на 1 марта), сооснователя агентства Belong Agency Ксению Дукалис (155 тысяч) и других. Есть и менее популярные ребята, делающие не менее интересные вещи, но их сложно найти, потому что поиск в Clubhouse далёк от совершенства.

Clubhouse — социальная сеть, в основе которой лежит голосовое общение. Приложение запущено в марте прошлого года, в мае проект оценивался в 100 миллионов долларов. В январе текущего года капитализация выросла почти до 1,5 миллиарда.
Возраст 63% аудитории — до 35 лет. Средний доход активных российских пользователей составляет около 120 тысяч рублей.
Если в январе в России приложение скачивали около тысячи человек в день, то в середине февраля аудитория росла на 150 тысяч человек ежедневно. По разным оценкам, российская аудитория социальной сети составляет около 500 тысяч человек.

ЧЕМ ClUBHOUSE МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН ДЛЯ БИЗНЕСА
Это ещё один канал для общения с клиентом, новая форма потребления контента для всех. При этом подкастам Clubhouse не конкурент. Clubhouse — это как сторис в инстаграм. Там ты существуешь в моменте, здесь и сейчас. Если у тебя интересные сторис и комнаты, на тебя подписываются, чтобы их не пропускать. Подкасты — те же посты в ленте инстаграм, они существуют всегда, если хотите, как архив или история.
В то же время Clubhouse проще, чем подкасты. Поговорили и разошлись: не нужно никакого оборудования для записи кроме айфона, не надо ничего монтировать и выкладывать. Это стрим — всё происходит в реальном времени, здесь и сейчас. Минус в том, что записывать разговор нельзя. Если вы попытаетесь, вас предупредят, что записывать беседу запрещено, а могут и забанить за нарушение правил социальной сети — всё, что было в Clubhouse, остаётся в Clubhouse. Площадка подходит для онлайн пресс-конференций, семинаров, воркшопов, нетворкинга и других публичных мероприятий. Вопрос в том, кто вас услышит.

ПОЧЕМУ ВАЖНЫ КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ПОДПИСЧИКОВ
Алгоритм Clubhouse устроен так, что первыми уведомление об открытии вашей комнаты видят ваши подписчики. Если они заходят к вам, это видят их подписчики. Если заходят и они, то, соответственно, и их подписчики об этом узнают. Не факт, что все они придут к вам. Комнат создаётся очень много — на все не хватит ни времени, ни желания. Но факт в том, что при правильной организации аудитория в каждой комнате может расти в геометрической прогрессии. Хотя арифметическую тоже можно считать успехом.
Органический прирост подписчиков к концу февраля сильно замедлился. Это отмечают и лидеры Clubhouse. Например, Ксения Дукалис, называющая себя самой популярной девушкой в российском сегменте социальной сети. Она занимает третье место по числу фолловеров после Ильи Варламова и Олега Тинькова. Следующая девушка только на 23-м месте. Это диджей Карина Истомина, не особо активная.
Все, кто хотел, уже зарегистрировались в Clubhouse и сформировали свои потребности в плане интересов и целей присутствия. Алгоритмы устроены таким образом, что лента каждого пользователя настраивается за счёт подписок. Чтобы её не засорять, те, кто пришёл слушать, внимательно относятся к качеству подписчиков. Те, кто создаёт контент, заинтересованы, чтобы его потребляло максимальное число слушателей. Для этого им самим нужно иметь большой список подписок, состоящий из людей, близких по целям и интересам. Привлечь новых подписчиков сложно, если вы опоздали (а вы опоздали). Накрутки есть, хотя сведены к минимуму за счёт регистрации по номеру телефона и инвайтов. Но и накрутки с ботами ничем не помогут. Важно не только качество контента, но и качество аудитории. Если у вас или вашей компании есть серьёзный социальный капитал, много живых подписчиков в других соцсетях — это большой плюс.
Вторая волна популярности Clubhouse ожидается в конце весны — начале лета. Именно тогда, по словам разработчиков, социальная сеть станет доступна для устройств на операционной системе Android. Это снова приведёт к массовому росту подписчиков. И тогда же аудиторию комнат расширят до десяти тысяч человек. Если, конечно, алгоритмы не претерпят кардинальных изменений.

Какие изменения ждут Clubhouse в ближайшее время?

28 февраля состоялась встреча создателей Clubhouse, на которой рассматривались актуальные вопросы пользователей. Вот что решили: появится возможность создавать клубы прямо в приложении, безо всяких заявок; улучшится качество звука; будет возможность делиться ссылками на профиль вне Clubhouse; усовершенствуют алгоритм, предлагающий нерелевантные комнаты; в поиске появится подбор людей, клубов и интересов для подписки; можно будет редактировать тему комнаты в то время, когда она открыта; добавят инструменты для монетизации. Это лишь часть анонсированных изменений. Когда они будут реализованы, не уточняется.

ЧТО ДЕЛАЕТ ИНСТИТУТ МОДЕРАТОРОВ
Clubhouse устроен таким образом, что количество и качество подписчиков влияет на размер аудитории, которую вы сможете собрать, чтобы транслировать мысли и идеи. Ваши обаяние, харизма и уровень знаний в любой, даже узкоспециализированной теме, ничего не значат. Если на вас подписаны только ваши друзья и люди из телефонной книги, которые на волне хайпа оказались в Clubhouse, придут только они. Ну и ещё пара-тройка случайных людей, от скуки гуляющих по комнатам. Для привлечения подписчиков нужно проводить в Clubhouse очень много времени, причём самому, а не поручать это маркетологу. Если, конечно, стоит цель прокачать личный бренд. Для других целей Clubhouse не очень подходит. Разработчики несколько раз подчёркивали, что создание бренд-аккаунтов не приветствуется. Рекомендуется создавать бренд-клубы. Но с клубами тоже непросто, в российском Clubhouse их пока всего два. Дело в том, что заявку нужно подавать в администрацию социальной сети. Там около двадцати сотрудников, и рассмотрение заявок вне американского сегмента не входит в первостепенные задачи.
Если времени нет, это не беда. В Clubhouse быстро сформировался так называемый институт модераторов. Это те, кто сам зарабатывает на социальной сети и помогает зарабатывать бизнесу. Создание комнат для спикеров из разных отраслей, привлечение туда гостей и помощь в наращивании собственной узнаваемости, а вслед за ней и узнаваемости вашего бизнеса — вот в чём могут помочь модераторы. Но это дорогое удовольствие.
Пока официально опубликовал свой прайс только Илья Варламов — самый популярный человек в российском Clubhouse. 1 марта у него было 264 тысячи подписчиков. За модерацию и организацию комнаты он просит 900 тысяч рублей, за активный приход в комнату и привод подписчиков — 600 тысяч, за молчаливый приход в комнату — полмиллиона. Именно благодаря прайсу Варламова появилась условная формула: цена за услуги модератора = число подписчиков модератора х 1 рубль. Конечно, это условная величина, позволяющая прицениться к тому или иному человеку. У каждого свой прайс. Причём цены у модераторов с примерно одинаковым социальным капиталом могут серьёзно отличаться. Рынок ещё не сформировался, поэтому каждый просит столько, сколько, по его ощущениям, ему могут дать. То же самое было с расценками на рекламу в телеграм-каналах пять лет назад.

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх