Как Big data помогает сотовым операторам улучшать нашу жизнь
Не секрет, что смартфон, без которого мало кто сегодня представляет свою жизнь — это не просто средство связи, это наш постоянный спутник. Мобильные приложения выполняют много функций: они информируют, образовывают, развлекают, привносят комфорт в нашу жизнь. Оператор Tele2 задумался, как лучше понять, что хотят клиенты и предвосхищать их желания? На помощь пришла аналитика Big data.
Подробнее о возможностях ее применения представители оператора рассказали на прошедшей в Туле 25 октября конференции «ИТ-стратегия 2019: курс на цифровую экономику и импортозамещение». О том, зачем нужно собирать данные и как операторы используют их массивы — в материале ARGENTUM.
ЗАЧЕМ ОПЕРАТОРУ СЛОЖНАЯ АНАЛИТИКА ОБ АКТИВНОСТИ КЛИЕНТОВ
Руководитель службы внедрения и технологического развития продуктов Big data Tele2 Александр Сафонов рассказал, что значительная часть проектов, которыми занимается его отдел, направлена на то, чтобы понимать потребности абонентов. Важно, что оператор анализирует обезличенный – так называемый, общий трафик, собранный в своей сети.
В первую очередь компания использует решения Big data для улучшения качества связи. Аналитика помогает выявлять ситуации, когда абоненты кратковременно испытывают технические проблемы – к примеру, рвется соединение на границах областей. В ответ на это сотрудники оператора настраивают работу базовых станций и эти несовершенства устраняются.
Второе направление Big Data – smart capex (с англ: умное инвестирование): аналитики Tele2 просчитывают эффективность строительства базовой станции в планируемом месте. Делается это на основании географической «подложки», учитывающей близость остановок общественного транспорта или станций метро, этажность домов, развитость инфраструктуры, загруженность дорог и другое.
Еще одна сфера использования аналитики больших данных – это развитие розничной сети и открытие новых салонов. Так, в Tele2 составили карту, включающую 86 тыс. населенных пунктов с населением больше 300 человек и совместили ее со специальной картой на основе Big data. Она учитывает техническое развитие сети, специфику устройств и различные характеристики аудитории. Эта новая карта на базе Big data позволяет принимать точные решения об открытии новых салонов.
Но кроме решения собственных задач, аналитика больших данных Tele2 востребована у городских и районных администраций, — рассказал руководитель службы внедрения и технологического развития продуктов Big data Tele2 Александр Сафонов. – При этом мы видим рост интереса к этому направлению со стороны муниципальных органов власти.
Александр особо подчеркнул, что, предоставляя эти сведения, Tele2 вносит свой вклад в развитие городской инфраструктуры и объектов туризма.
— Так, в прошлом году на основании Big data мы готовили для Департамента информационных технологий Москвы ежемесячный отчет о динамике передвижения населения, который использовался при планировании технической и транспортной инфраструктуры. Это дает возможность властям реализовать концепцию «умного» города: планировать парковки, маршруты общественного транспорта, остановки, детские сады и другие объекты, — рассказал Александр.
Другие потребители аналитики больших данных — коммерческие организации, прежде всего, банки. Tele2 предоставляет онлайн-сервисы, позволяющие кредитным организациям оперативно принимать решения в ответ на заявки клиентов. Это удобно и для заемщика, и для банка.
КАК TELE2 РАЗВИВАЕТ СЕТЬ, ПРИМЕНЯЯ BIG DATA
Директор макрорегиона «Центр» Tele2 Денис Маликов на конференции рассказал, что согласно данным аналитики Big Data, регионы, расположенные вокруг Московской области, становятся всё более популярными для деловых и летних поездок у жителей столицы. С июня по август их посетили более трёх миллионов москвичей. При этом около 100 тысяч путешественников пришлось на Смоленскую область.
Кроме того, Смоленская область возглавила рейтинг регионов по числу принятых заграничных гостей – 30% туристов, зарегистрированных в сети Tele2, приезжали именно сюда.
Опираясь на эти и другие исследования Big data, оператор Tele2 разработал стратегию развития сети в Смоленской области. Так, особое внимание компания уделяет тем локациям, куда чаще всего приезжают туристы, а также на совершенствовании сети в крупных населенных пунктах, где проживает большая часть клиентов.
Поэтому с октября прошлого года интернет четвертого поколения стал доступен еще в 13 райцентрах – Велиж, Глинка, Духовщина, Ельня, Кардымово, Красный, Монастырщина, Новодугино, Починок, Сычевка, Темкино, Угра и Шумячи. А кроме того: в пгт Верхнеднепровский и в 11 селах и деревнях из 7 районов области. 3G-технология была запущена еще в 54 селах и поселках из 12 районов области.
Как рассказал Денис Маликов, результаты таких работ не заставили себя ждать. Смоляне и жители области стали ежемесячно использовать в 2 раза больше интернет-трафика! А каждый пятый абонент на замену простому телефону купил себе современный смартфон. И это неудивительно, раз благодаря Big data новые технологии Tele2 стали доступны даже в дальних и небольших селах.