НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ BRAIN FORUM16+ ИНСТИТУТА «СИНЕРГИЯ» ОБСУДИЛИ, КАК СТРУКТУРИРОВАТЬ БИЗНЕС С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОСЕТЕЙ
Хедлайнерами стали президент Высшей школы методологии, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка Андрей Курпатов и американский нейробиолог, создатель проекта NeuroLeadership Institut Дэвид Рок. Американский учёный представил подробный доклад о собственной теории нейролидерства. Согласно ей, когда мы ощущаем угрозу, снижаются мыслительные ресурсы в префронтальной коре мозга, это перекрывает когнитивные процессы.
— Люди запрограммированы на то, чтобы чувствовать себя хорошо. Счастливые люди воспринимают больше информации и в сложной ситуации предлагают больше вариантов решения задач. Для эффективной работы мозга мы должны стремиться к вознаграждению — в виде пищи, денег, социальных преимуществ, — отмечает Рок. — Важно снижать тревожность, усиливать положительные эмоции. Перевести мозг из состояния «прочь» в состояние «вперёд». Для достижения позитивного эмоционального состояния
Дэвид Рок и его коллеги разработали модель SCARF. Статус (status), определённость (certainty), автономность (autonomy), связанность (relatedness) и справедливость (fairness) — эти пять элементов управляют нашим поведением. Статус — один из главных стимуляторов: повышение воспринимается мозгом как вознаграждение, увеличивает уровень дофамина и серотонина. Понижение статуса мозг воспринимает как угрозу. Определённость — спокойствие и уверенность, которые мы ощущаем, получая информацию. Что-бы качественно мыслить и не допускать повышения тревожности, нужно создавать определённость во всех ситуациях.
Автономность — контроль над своей жизнью. Когда человек контролирует ситуацию, появляется ощущение вознаграждения. Связанность — чувство принадлежности к той или иной группе людей. По словам Рока, безопасные связи с другими — первичная потребность человека. Чем выше уровень социальной поддержки, тем меньше мозг видит угрозу в окружающем мире. Социальная справедливость означает равно- ценный обмен с другими людьми. Ощущение, что с нами поступают честно, вызывает сильные позитивные эмоции.
— С помощью этой модели мы помогаем лидерам создавать стратегию управления, — объясняет Дэвид Рок. — Все составляющие могут быть активированы в виде определённых нейросетей мозга. Цель управленца — сделать так, чтобы сотрудники не чувствовали исходящей от него угрозы. Руководителю нужно понять, что наиболее важно для сотрудника, предоставить возможность сохранить его статус и автономность. SCARF используется для оценки работы, улучшения пользовательского опыта, маркетинга, клиентского обслуживания и повышения продаж во многих компаниях. Самая известная из них — Microsoft.
Андрей Курпатов рассказывал о том, как использовать знания о мозге для улучшения качества бизнес-процессов. Человеческий мозг несёт в себе огромное количество когнитивных искажений — изначальных ошибок мышления. Они делятся на три группы, в зависимости от того, чем обусловлены: эволюцией, строением мозга, социальными факторами. Самое распространённое искажение — эффект владения. Вещь, принадлежащая нам, субъективно оценивается в два раза выше. Ещё одно искажение: реально лишь то, что мы видим. Мы не можем здраво судить о том, что скрыто от нашего внимания, говорит Курпатов:
— Мозг накапливает информацию, обрабатывает её и принимает решение за восемь секунд до того, как наше сознание об этом узнаёт. Если вы серьёзно сосредоточены на решении задачи, ваш мыслительный аппарат помогает искать решение. Оно приходит внезапно, в самых неподходящих обстоятельствах. Чтобы решить неразрешимую задачу, работает дефолт-система. Эта напряжённая работа происходит в зоне мозга, представляющей собой огромный нейрофизиологический комплекс. Мозг перерабатывает информацию с помощью алгоритмов сборки интеллектуальных объектов, построенных в процессе предыдущего интеллектуального опыта.
По словам Курпатова, существует три режима работы мозга. Первый: вы «блуждаете» в поисках решения, а дефолт-система на подсознательном уровне принимает в этом участие. Ставите вопрос, выносите его в центр листа, затем наносите на лист все факты, относящиеся к задаче, но не структурируете их. Думаете отдельно о разных фактах, но их связь друг с другом способны увидеть, только если специально искать её. Второй режим — мозг находится в состоянии целенаправленного поиска. За это отвечает система выявления значимости Science Network. Когда мы рационально потребляем и оцениваем информацию, включается центральная исполнительная сеть Central Executive. Она позволяет оформить результат, полученный дефолт-системой. Эти режимы работают попеременно. У креативных людей дефолт-система и центральная исполнительная сеть могут работать практически одновременно и взаимодействовать между собой. Это отличает высококреативный мозг от низкокреативного. Иллюстрацией работы дефолт-системы мозга является факт-карта. Несмотря на то, что такие карты создаются по общим правилам, люди по-разному организуют факты. Некоторые соединяют их в специфические группы, как Эдвард Баффит. Другие пытаются расположить факты по иерархии или закономерности, анализируя их, как Билл Гейтс. Третья группа создаёт фейерверк фактов и находит их больше, чем две остальные, как Стив Джобс. Таким образом, в зависимости от типа организации фактов людей можно разделить на художников-рефлекторов, мыслителей и центристов. Дефолт-система отвечает за системное мышление,
центральная исполнительная сеть — за аналитическое, система выявления значимости — за креативное. Подход центриста позволяет выявить фактические отношения и суть вещей. Подход конструктора даёт возможность отстроить закономерности, увидеть причинно-следственные связи. Рефлекторы выясняют, зачем это нужно, какая в этом ценность.
У КРЕАТИВНЫХ ЛЮДЕЙ ДЕФОЛТ-СИСТЕМА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ МОГУТ РАБОТАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ОДНОВРЕМЕННО И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ МЕЖДУ СОБОЙ. ЭТО ОТЛИЧАЕТ ВЫСОКОКРЕАТИВНЫЙ МОЗГ ОТ НИЗКОКРЕАТИВНОГО
— В бизнесе можно применить все три стратегии, — утверждает Курпатов. — Посмотрите на сущность бизнеса, то, как она себя воплощает, и учтите его ценность для окружающих. При синтезе этих трёх взглядов мы получим возможность сборки векторного кольца. Сущность любого бизнеса, по мнению Курпатова, — продукт, прибыль, которую вы собираетесь получить, и люди, без которых вы не сможете создать продукт. Они составляют первый контур векторного кольца. Во втором следует ответить на вопросы: как устроено производство, какую финансовую модель используем. Третий контур — ответ на вопрос, кто наш клиент, зачем мы ему нужны, как с ним взаимодействуем.
— Собираете векторное кольцо, в центре которого сущностные вещи — продукт и ключевые люди, средний контур — производство, инфраструктура, внешний — клиенты, каналы дистрибуции и маркетинг. Построив схему, вы обнаружите взаимосвязь контуров. Если какая-то идея возникла во внутреннем контуре, она должна иметь поддержку в двух других: в среднем и во внешнем. К примеру, получая нового клиента, вы продумываете, как модифицировать продукт для него, чтобы генерировать больше прибыли, — объясняет Андрей Курпатов. — При этом каждый из контуров может рассматриваться как самостоятельное векторное кольцо. Генеральный директор должен держать в голове перспективы развития компании, ключевых людей и продукт. Исполнительный директор занимается средним контуром, но также должен видеть суть, уметь преподать её ценность сотрудникам. Идеальный маркетолог реализует сущность во внешнем контуре и формирует её ценность. Наличие в компании структуры из сущности, процесса и ценности — способ, с помощью которого мы воспроизводим работу трёх базовых нейронных сетей.