ARGENTUM

Практика

Как работает креативный мозг

KW_2021_02_Brain_N_Q_David+Rock_0_2.tif

МОЗГ НАКАПЛИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ, ОБРАБАТЫВАЕТ ЕЁ И ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ЗА ВОСЕМЬ СЕКУНД ДО ТОГО, КАК НАШЕ СОЗНАНИЕ ОБ ЭТОМ УЗНАЁТ. ЕСЛИ ВЫ СЕРЬЁЗНО СОСРЕДОТОЧЕНЫ НА РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ, ВАШ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПОМОГАЕТ ИСКАТЬ РЕШЕНИЕ

Дэвид Рок

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ BRAIN FORUM16+ ИНСТИТУТА «СИНЕРГИЯ» ОБСУДИЛИ, КАК СТРУКТУРИРОВАТЬ БИЗНЕС С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОСЕТЕЙ

Хедлайнерами стали президент Высшей школы методологии, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка Андрей Курпатов и американский нейробиолог, создатель проекта NeuroLeadership Institut Дэвид Рок. Американский учёный представил подробный доклад о собственной теории нейролидерства. Согласно ей, когда мы ощущаем угрозу, снижаются мыслительные ресурсы в префронтальной коре мозга, это перекрывает когнитивные процессы.

— Люди запрограммированы на то, чтобы чувствовать себя хорошо. Счастливые люди воспринимают больше информации и в сложной ситуации предлагают больше вариантов решения задач. Для эффективной работы мозга мы должны стремиться к вознаграждению — в виде пищи, денег, социальных преимуществ, — отмечает Рок. — Важно снижать тревожность, усиливать положительные эмоции. Перевести мозг из состояния «прочь» в состояние «вперёд». Для достижения позитивного эмоционального состояния

Дэвид Рок и его коллеги разработали модель SCARF. Статус (status), определённость (certainty), автономность (autonomy), связанность (relatedness) и справедливость (fairness) — эти пять элементов управляют нашим поведением. Статус — один из главных стимуляторов: повышение воспринимается мозгом как вознаграждение, увеличивает уровень дофамина и серотонина. Понижение статуса мозг воспринимает как угрозу. Определённость — спокойствие и уверенность, которые мы ощущаем, получая информацию. Что-бы качественно мыслить и не допускать повышения тревожности, нужно создавать определённость во всех ситуациях.
Автономность — контроль над своей жизнью. Когда человек контролирует ситуацию, появляется ощущение вознаграждения. Связанность — чувство принадлежности к той или иной группе людей. По словам Рока, безопасные связи с другими — первичная потребность человека. Чем выше уровень социальной поддержки, тем меньше мозг видит угрозу в окружающем мире. Социальная справедливость означает равно- ценный обмен с другими людьми. Ощущение, что с нами поступают честно, вызывает сильные позитивные эмоции.

— С помощью этой модели мы помогаем лидерам создавать стратегию управления, — объясняет Дэвид Рок. — Все составляющие могут быть активированы в виде определённых нейросетей мозга. Цель управленца — сделать так, чтобы сотрудники не чувствовали исходящей от него угрозы. Руководителю нужно понять, что наиболее важно для сотрудника, предоставить возможность сохранить его статус и автономность. SCARF используется для оценки работы, улучшения пользовательского опыта, маркетинга, клиентского обслуживания и повышения продаж во многих компаниях. Самая известная из них — Microsoft.

Kurpatov_december2019_1000x600_1

Андрей Курпатов рассказывал о том, как использовать знания о мозге для улучшения качества бизнес-процессов. Человеческий мозг несёт в себе огромное количество когнитивных искажений — изначальных ошибок мышления. Они делятся на три группы, в зависимости от того, чем обусловлены: эволюцией, строением мозга, социальными факторами. Самое распространённое искажение — эффект владения. Вещь, принадлежащая нам, субъективно оценивается в два раза выше. Ещё одно искажение: реально лишь то, что мы видим. Мы не можем здраво судить о том, что скрыто от нашего внимания, говорит Курпатов:

— Мозг накапливает информацию, обрабатывает её и принимает решение за восемь секунд до того, как наше сознание об этом узнаёт. Если вы серьёзно сосредоточены на решении задачи, ваш мыслительный аппарат помогает искать решение. Оно приходит внезапно, в самых неподходящих обстоятельствах. Чтобы решить неразрешимую задачу, работает дефолт-система. Эта напряжённая работа происходит в зоне мозга, представляющей собой огромный нейрофизиологический комплекс. Мозг перерабатывает информацию с помощью алгоритмов сборки интеллектуальных объектов, построенных в процессе предыдущего интеллектуального опыта.
По словам Курпатова, существует три режима работы мозга. Первый: вы «блуждаете» в поисках решения, а дефолт-система на подсознательном уровне принимает в этом участие. Ставите вопрос, выносите его в центр листа, затем наносите на лист все факты, относящиеся к задаче, но не структурируете их. Думаете отдельно о разных фактах, но их связь друг с другом способны увидеть, только если специально искать её. Второй режим — мозг находится в состоянии целенаправленного поиска. За это отвечает система выявления значимости Science Network. Когда мы рационально потребляем и оцениваем информацию, включается центральная исполнительная сеть Central Executive. Она позволяет оформить результат, полученный дефолт-системой. Эти режимы работают попеременно. У креативных людей дефолт-система и центральная исполнительная сеть могут работать практически одновременно и взаимодействовать между собой. Это отличает высококреативный мозг от низкокреативного. Иллюстрацией работы дефолт-системы мозга является факт-карта. Несмотря на то, что такие карты создаются по общим правилам, люди по-разному организуют факты. Некоторые соединяют их в специфические группы, как Эдвард Баффит. Другие пытаются расположить факты по иерархии или закономерности, анализируя их, как Билл Гейтс. Третья группа создаёт фейерверк фактов и находит их больше, чем две остальные, как Стив Джобс. Таким образом, в зависимости от типа организации фактов людей можно разделить на художников-рефлекторов, мыслителей и центристов. Дефолт-система отвечает за системное мышление,
центральная исполнительная сеть — за аналитическое, система выявления значимости — за креативное. Подход центриста позволяет выявить фактические отношения и суть вещей. Подход конструктора даёт возможность отстроить закономерности, увидеть причинно-следственные связи. Рефлекторы выясняют, зачем это нужно, какая в этом ценность.

У КРЕАТИВНЫХ ЛЮДЕЙ ДЕФОЛТ-СИСТЕМА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ МОГУТ РАБОТАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ОДНОВРЕМЕННО И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ МЕЖДУ СОБОЙ. ЭТО ОТЛИЧАЕТ ВЫСОКОКРЕАТИВНЫЙ МОЗГ ОТ НИЗКОКРЕАТИВНОГО

— В бизнесе можно применить все три стратегии, — утверждает Курпатов. — Посмотрите на сущность бизнеса, то, как она себя воплощает, и учтите его ценность для окружающих. При синтезе этих трёх взглядов мы получим возможность сборки векторного кольца. Сущность любого бизнеса, по мнению Курпатова, — продукт, прибыль, которую вы собираетесь получить, и люди, без которых вы не сможете создать продукт. Они составляют первый контур векторного кольца. Во втором следует ответить на вопросы: как устроено производство, какую финансовую модель используем. Третий контур — ответ на вопрос, кто наш клиент, зачем мы ему нужны, как с ним взаимодействуем.
— Собираете векторное кольцо, в центре которого сущностные вещи — продукт и ключевые люди, средний контур — производство, инфраструктура, внешний — клиенты, каналы дистрибуции и маркетинг. Построив схему, вы обнаружите взаимосвязь контуров. Если какая-то идея возникла во внутреннем контуре, она должна иметь поддержку в двух других: в среднем и во внешнем. К примеру, получая нового клиента, вы продумываете, как модифицировать продукт для него, чтобы генерировать больше прибыли, — объясняет Андрей Курпатов. — При этом каждый из контуров может рассматриваться как самостоятельное векторное кольцо. Генеральный директор должен держать в голове перспективы развития компании, ключевых людей и продукт. Исполнительный директор занимается средним контуром, но также должен видеть суть, уметь преподать её ценность сотрудникам. Идеальный маркетолог реализует сущность во внешнем контуре и формирует её ценность. Наличие в компании структуры из сущности, процесса и ценности — способ, с помощью которого мы воспроизводим работу трёх базовых нейронных сетей.

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх