ARGENTUM

Эксперт

Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства

expert_ufas_april2017_1000x600-min

Смоленское управление Федеральной антимонопольной службы России – об итогах 2016 года


Нина Александровна Акжитова, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области

ОБ «АНТИКРИЗИСНОМ ПАКЕТЕ»
Приоритетные направления деятельности и законотворческие инициативы Федеральной антимонопольной службы связаны со стремлением в непростых экономических условиях снизить административную нагрузку на бизнес.
Подтверждением этого являются вступившие в силу в начале января 2016 года изменения в закон «О защите конкуренции», больше известные как «четвертый антимонопольный пакет», а также принятие ряда федеральных законов, разработанных с участием ФАС России, которые получили свое название как «антикризисный пакет».
В связи с изменениями антимонопольного законодательства сокращается административное вмешательство в хозяйственную деятельность, что ведет к снижению барьеров в любых формах и благоприятно сказывается на развитии предпринимательства.
Так, при обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами или органами власти антимонопольным органом направляются в их адрес предупреждения, в которых указывается на выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства, устанавливается срок для их устранения.
В истекшем периоде 2016 г. Смоленским УФАС России хозяйствующим субъектам и органам власти было направлено 26 предупреждений. В случае добровольного устранения нарушений законодательства такой хозяйствующий субъект или орган власти освобождается от административной ответственности. А если нарушитель отказывается в установленный срок выполнить предупреждение, в отношении него в обязательном порядке в течение 10 дней возбуждается дело.
На практике все выданные Смоленским УФАС России предупреждения были исполнены в установленные сроки.
В отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, применяется институт предостережения.
Смоленским УФАС России в 2016 году факты нарушения должностными лицами антимонопольного законодательства не выявлялись и, соответственно, предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов и органов власти не выдавались.

ОБ ИММУНИТЕТЕ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Одним из существенных изменений, которые вступили в силу с 4 июля 2016 года («антикризисный пакет» законов), является введение иммунитетов для отдельных хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений, что существенным образом улучшает их положение и свидетельствует о недопустимости привлечения таких субъектов к административной ответственности.
Внесены изменения также в статью 251 закона о защите конкуренции, согласно которой внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры.
Смоленским УФАС России в текущем году внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не осуществлялись. Кроме того, даже проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016 году не проводилось. Не планируется проведение плановых проверок и в 2017 году.

О МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ
Внесены также изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающие особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, с 4.07.2016 г. применяется статья 4.1.1 КоАП при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе и отдельных нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно данной статье лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного, муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Это значит, что данная норма устанавливает не право, а обязанность замены штрафа, как административного наказания за впервые совершенное правонарушение, на предупреждение.
Смоленским УФАС России в отношении 42 хозяйствующих субъектов, которые были признаны нарушившими требования действующего законодательства, административное наказание в виде штрафа было заменено на предупреждение, что позволило им сохранить значительные финансовые средства.

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ
Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции, снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков, является одним из приоритетных направлений экономической политики страны.
Можно с уверенностью сказать, что в последние годы началось реальное движение в сторону развития конкуренции. Это подтверждает и то, что 5 сентября 2015 года «стартовала проконкурентная реформа в регионах», когда Председатель Правительства РФ утвердил Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который сегодня является важнейшим приоритетом региональной политики. Его реализация создает условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, способствует ускорению социально-экономических преобразований.
Содействие развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с 1 января 2015 года является одним из направлений оценки эффективности деятельности высших должностных лиц – руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (губернаторов) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

В отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, применяется институт предостережения.

В Смоленской области разработан и утвержден План мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2015–2018 годы.
В 2015 году в Смоленской области были внедрены все основные составляющие Стандарта развития конкуренции. В каждом муниципальном образовании Смоленской области разработаны и утверждены планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции.
Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» на основе анализа представленных субъектами Российской Федерации сведений впервые в 2016 году подготовила Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции по итогам 2015 года, который показывает независимую оценку качества выстроенной губернаторами и их командами системы по содействию развитию конкуренции, а также качество проделанной работы в этой области.
По итогам рейтинга 2015 года Смоленская область вошла в Топ-20 регионов, заняв в рейтинге 20-е место среди 85 субъектов Российской Федерации.
В настоящее время активно продолжается работа по реализации положений Стандарта развития конкуренции.
Поддержка органов власти субъекта РФ по внедрению стандарта является ключевым приоритетом в деятельности территориальных органов ФАС России.
В связи с этим в апреле 2016 года было заключено трехстороннее соглашение о внедрении в Смоленской области стандарта развития конкуренции между администрацией Смоленской области, управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области и Советом муниципальных образований Смоленской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области продолжит конструктивную работу с органами власти по развитию эффективной конкуренции на территории Смоленской области. Ведь эффективная конкуренция – залог здоровой экономики и гарантия суверенитета государства.

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх