ARGENTUM

Чемодан

О скалы грозные дробятся с ревом волны

chemodan_december2016_1000x600

Этим летом Марина Васильева побывала в нескольких рейдах по Норвегии — на парусной лодке

Фото: Игорь Камаев

Яхтинг романтичен только в грезах принцесс. На деле это занятие для сильных духом и телом. А яхтинг в Норвегии — особенно. Хотя наш маршрут проходил от самого южного Кристиансанна и закончился в районе Бергена, — что на западе, и мы не дошли до северной части Норвегии, — скажу, что Северное море — не Средиземка, не Черное. И даже не Балтика. Во‑первых, хоть в Норвегию и упирается Гольфстрим, вы его тепло на себе не ощутите. Водичка для закаленных. Во‑вторых, ветер почти все время был северным, то есть встречным, шли в крутой бейдевинд, как говорят яхтсмены, поэтому паруса часто заменял двигатель. Волны и скалы, как в арии варяжского гостя Римского-Корсакова: «О скалы грозные дробятся с ревом волны и, с белой пеною крутясь, бегут назад». Небо в Норвегии висит низко, проливаясь ежедневным дождиком.
Но вот вы поворачиваете во фьорд, море остается за спиной, скалы защищают от ветра, пропуская вперед, словно тысячелетние стражи, волны понемногу унимаются, и вы причаливаете на закате солнца в полной тишине во Флеккефьорде или Айерсуне. Красота неописуемая! День прожит не зря. Сражение с ветром и волнами было не напрасным. Можно сойти на берег. Принять как награду горячий душ — в каждой гавани есть все удобства. И в кафе на берегу выпить пива с настоящим лососем, вкус которого слегка подзабыт.

В Люсе-Фьорд, что недалеко от Ставангера, мы вы­шли вшестером. В этот день нас побаловала погода — было солнечно, тепло и безветренно.
Живописные скалы обступали 45‑километровый фьорд. Самая известная — Прекестулен. Это гигантский утес высотой 604 метра над Люсе-Фьордом, плоский, как стол. Согласно древней легенде, этот утес рухнет, когда семь сестер выйдут замуж за семерых братьев в одном районе. Там в основании трещина есть солидная. Таинственные бухты манили заглянуть за скалы, живописные водопады срывались со скал. Но с рыбалкой не повезло. Наверное, мы и рыба были в разных местах.
Зато на следующий день по дороге в Копервик опытный рыбак Эдуард Карлецкий заприметил хорошее место, определил положение судна над свалом (изменение рельефа дна), ну и понеслось!.. Ставрида, пикша, треска. С одного борта рычит довольный Карлецкий, с другого — сыплет шутками вперемешку с рыбой Власенко…

Ловилась рыба в основном на спиннинг со дна. Мне тоже повезло вытащить несколько рыбин. Запомнилась треска — она не сопротивлялась. И глаза у нее были большие и печальные. Вечером мы чистили и разделывали улов. Карлецкий сделал незабываемый сагудай и уху.
В Норвегии процветает настоящий социализм, который обещал построить Ленин у нас. Люди живут в небольших, похожих друг на друга домах, в основном покрашенных белой краской. И только сооружения у воды для катеров и лодок традиционно выкрашены в кирпичный цвет. Никакого пафоса, крутизны, колонн, лепнины. Хотя, казалось бы, нефтяная страна. Могли бы раскатывать на «Феррари», как в Арабских Эмиратах. Ну или хотя бы на GL, Х5 или Land Cruiser. Даже у нас этого добра на каждом шагу. А в Норвегии странно, если такую тачку встретите на прекрасных дорогах, идущих сквозь скалы, петляющих между фьордами. Зато в каждом доме есть газ, электричество. А у хозяев — катерок и скромный автомобиль. Все, что избыточно, — не выгодно с налоговой точки зрения. И, похоже, это просто не в традициях северного народа, не привыкшего к излишествам исторически.
Отличный в Норвегии транспорт. Нашего теперь уже экс-сенатора Николая Власенко мы посадили в комфортабельный автобус до Бергена. С кофе-аппаратом, туалетом и интернетом (правда, не особо быстрым). Хотя сенатор поначалу был ориентирован на такси. Но выяснилось, что междугородных такси в Норвегии нет — попросту отсутствует в них нужда.

К 2025 году Норвегия собирается перейти на автомобили без бензина и дизельного топлива. Парадоксально для страны, которая является крупным экспортером нефти. Уже сегодня более 20 процентов автомобилей в стране — электрокары. В Норвегии не борются за экологию, а ею живут. Чистейшая вода в море, аж медузы светятся, прекрасный воздух, вылизанные улочки — пример того, что экология должна начинаться в головах и стать образом жизни.
В Ставангере мы зашли в Норвежский музей нефти. Интересный музей, рассказывающий о том, как добывают нефть на шельфе. Там есть стенд про то, куда пошли нефтяные деньги и как они обеспечат жизнь будущих поколений норвежцев. Я перед этим стендом маялась минут десять. Так он меня пробрал. Дело в том, что нефтяные деньги Норвегии в своей основной массе ушли в зарубежные ценные бумаги. То есть от национальной экономики они отделены. Конечно, есть доходы от ценных бумаг. Но это же не то, что сами деньги. Которые можно было бы потратить на науку, например, да хотя бы на снижение все тех же немалых налогов. Норвегия, как и мы, тоже предпочла отдать деньги чужому дяде. В надежде, наверное, на то, что у дяди они лучше сохранятся. И как простому человеку, которому вдруг обломился клад, постичь эту высокую государственную экономическую логику! Хотя… Простой человек вклад может и пропить. Например, русский человек. Норвежский вряд ли — у них бутылка крепкого алкоголя стоит как половина нашей зарплаты. Может, и не пропили бы.

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх