ARGENTUM

Налоги

Налоговые риски – признак грядущей выездной проверки

nalogovaya_may2017_1000x600-min

Интервью с заместителем начальника контрольного отдела УФНС России по Смоленской области Надеждой Дмитриевной Тимченковой

С 1 января 2016 введены существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе на три года для представителей малого предпринимательства установлены «надзорные каникулы». Бытует ошибочное мнение, что они распространяются на все виды контрольных мероприятий. Соответствует ли это букве закона? Об этом мы говорили с заместителем начальника контрольного отдела УФНС России по Смоленской области Надеждой Дмитриевной Тимченковой.
— Надежда Дмитриевна, многие уверены, что объявленные для предпринимателей «надзорные каникулы» означают полное отсутствие государственного контроля?
— Конечно, это не соответствует действительности. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, оставив за рамками своей сферы влияния налоговый и таможенный контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды и прокурорский надзор, где указанные послабления не предусмотрены.
— То есть риск назначения выездной проверки у начинающегося бизнеса все-таки есть. Чем руководствуется налоговый орган при проведении таких мероприятий налогового контроля?
— Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регламентированы ст. 89, полномочия по проведению налоговых проверок и мероприятий налогового контроля установлены ст. 31, права налогоплательщика закреплены ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особо хочется отметить, что для любой выездной проверки есть веские причины. Современная система налогового контроля и администрирования не предполагает широкого охвата, а построена на основе скрупулезной аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Т.е. сделан упор не на количество, а на качество контрольных мероприятий. Причем службой в открытом доступе размещена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. А это значит, что любой налогоплательщик при желании может самостоятельно оценить свои риски совершения налогового правонарушения, а значит и возможного интереса к законности его деятельности со стороны службы. Системный подход в этом вопросе позволяет налогоплательщику своевременно уточнять налоговые обязательства, существенно минимизировать возможность назначения выездной налоговой проверки.
— Кто выносит решение о ее начале?
— Лично руководитель налогового органа или его заместитель. А дальше представители службы выезжают к налогоплательщику, чтобы оценить полноту и правильность исчисления и своевременность уплаты по одному или нескольким налогам. Проверен может быть период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
— Какие права налогоплательщика при проведении выездной проверки гарантирует закон?
— Прежде всего, право на ознакомление с решением о проведении выездной проверки, а также с другими документами, регламентирующими ход ее проведения. Кроме того, право на проверку в пределах ограничений по предмету и проверяемому периоду, по количеству проведения проверок и иные. Налогоплательщику также предоставлено право присутствовать лично, представлять пояснения по исчислению и уплате налогов.
В Налоговом кодексе закреплены и права налогоплательщика при приостановлении выездной проверки. Например, не исполнять в этот период требования о представлении документов, требовать возврата всех истребованных ранее подлинников документов, за исключением изъятых в ходе выемки. Отдельно оговорюсь, сделанные ранее копии не возвращаются.
— А рамки проведения выездной проверки ограничены?
— Она не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
При этом закон не только вводит, но и четко различает понятия приостановления и продления выездной налоговой проверки. Продление возможно до четырех или шести месяцев, приостановка — на срок до шести (девяти) месяцев. Это следует учитывать.
Попутно отмечу, что в рамках аудиторских проверок за деятельностью подведомственных налоговых органов Управлением ФНС России не установлено ни одного случая нарушения срока проведения выездной налоговой проверки.
— Какие основания предусмотрены для приостановления срока проведения проверки? Может ли на это как-то повлиять проверяемый?
— Согласно ст. 89 Кодекса это прерогатива того, кто назначил проверку, то есть руководства налогового органа. Основанием может быть необходимость истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ или получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, проведения экспертиз, перевода на русский язык материалов, представленных налогоплательщиком.
Причем, если выездную проверку, которая продолжается уже один месяц, приостановят на 10 дней, то когда она будет возобновлена, у налогового органа останется месяц на ее проведение.
— Продлить проверку эти основания не могут?
— Основания для продления срока выездного контроля возникают тогда, когда речь идет о налогоплательщиках, отнесенных к категории крупнейших, если появилась информация о нарушении налогового законодательства, требующая дополнительной проверки, в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т.д.), если у организации имеется несколько обособленных подразделений.
Перечень этих оснований не является исчерпывающим. Законодатель оправданно отказался от определения закрытого списка, имея в виду многообразие возможных ситуаций, которые могут свести проверку к формальности, сделать неэффективной.
— Насколько к ним относится банальное непредставление документов налогоплательщиком? Как часто недисциплинированные налогоплательщики скрывают их?
— Относится в полной мере. Десятидневный срок для их представления установлен пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, а обязанность обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов закреплена за налогоплательщиком пунктом 12 статьи 89.
В последнее время, к сожалению, действительно участились случаи сокрытия документов. По большей части, это касается индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕНВД, обосновывающих свою позицию как отсутствие обязанности по ведению бухгалтерского учета. Однако ведение первичных документов (счета-фактуры, товарные накладные, путевые листы и т.д.) закон не отменял, как и обязанность по их сохранности и представлению к проверке контролирующему органу.
В такой ситуации налоговому органу приходится проводить огромный комплекс мероприятий налогового контроля, в том числе 100% охват контрагентов проверяемого лица в части истребования документов и информации по взаимоотношениям с налогоплательщиком в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, но и для проверяемого лица зачастую все это выливается в большие суммы доначисленных проверкой налоговых обязательств.
Дело в том, что в случае непредставления к проверке документов, налоговый орган вынужден проводить проверку в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, т.е. расчетным методом – на основании имеющейся информации о налогоплательщике. При этом в случае отсутствия документов, подтверждающих фактические расходы и вычеты проверяемого лица, соответствующие расходы и вычеты предоставляются в размере, установленном Налоговым кодексом.
Вообще хотелось бы отметить, что по итогам 2016 года 26,7 % от общей суммы доначислений по выездным налоговым проверкам составляют именно штрафные санкции. Это не только подтверждает качество предшествующей выездному контролю аналитической работы, но и еще раз служит напоминанием и новичкам в бизнесе, и предпринимателям со стажем, что единственный действенный способ избежать подобного рода трат – четкое соблюдение налогового законодательства Российской Федерации и минимизация риска выездной проверки. Налоговая дисциплина позволяет экономить время и не отвлекает от основной работы.

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх