Искусство управлять
Предприниматель и бизнес-практик Роман Дусенко – о том, как добиться успеха и научиться эффективно управлять людьми
Не случайно должность руководителя считается одной из самых сложных в современном мире. Ежедневно успешному начальнику самого высшего уровня приходится решать множество непростых задач. Как выстроить эффективное взаимодействие с подчиненными, найти правильный подход к каждому члену коллектива, вдохновляя своих сотрудников работать лучше? Как заставить себя стремиться к большему, ежедневно ставя перед собой все новые и новые задачи? Где, в конце концов, черпать необходимую для этого энергию и как избежать эмоционального выгорания? На эти и многие другие вопросы в эфире ГТРК «Смоленск» телеведущей Анне Ефремовой ответил успешный бизнес-тренер и бизнес-практик Роман Дусенко. Деловой журнал ARGENTUM публикует самые интересные выдержки из свежего выпуска программы «Деловой разговор».
– Роман, как бизнес-тренер ты специализируешься в основном на двух направлениях: управление карьерой и управление людьми. Расскажи немного о каждом из них.
– Почему так важно управлять людьми? Любая компания – это прежде всего люди. При этом важно понимать, что люди – это не роботы, которых можно включить и выключить по своему желанию. Людей нужно понимать. И моя задача – донести до руководителей и собственников компаний, что прежде всего им необходимо разобраться, что происходит с их сотрудниками. Очень часто на своих корпоративных тренингах я ставлю друг напротив друга руководителя и подчиненного и спрашиваю первого, как зовут жену и детей его сотрудника, когда у него день рождения. И в большинстве случаев не получаю ответа. А как можно руководить человеком, не понимая, из чего состоит его личная жизнь? Каждое утро в компанию приходят люди, каждый со своими эмоциями, переживаниями и проблемами. Это надо чувствовать.
Что касается второго направления, то здесь моя задача – сделать так, чтобы в момент общения со мной в человеке произошло какое-то внутреннее движение и он задумался о том, зачем пришел в этот мир, какую работу выполняет в нем и счастлив ли он в конце концов. Самая сложная работа – это работа над собой. Изменить человека невозможно, только он сам может это сделать.
– Как ты сам понимаешь успех? Что такое успех для тебя?
– Наверное, успех – это внутренний баланс, когда ты счастлив, когда способен принимать решения, и доля успешных решений в общем количестве достаточно велика. Как сказал Герман Греф (и мне эта фраза очень понравилась), «успех человека – это понимание им своей истинной природы, своего предназначения». Мне 44 года, но я не могу сказать, что пришел к окончательному пониманию этого, хотя и не прекращаю попыток. Можно сказать, что я все еще в пути.
– Какие шаги первым делом должен предпринять человек, решивший добиться успеха?
– Универсальных верных решений не существует точно так же, как не существует одной книги, которую ты прочитаешь и тут же начнешь менять свою жизнь. Но есть определенные правила. Любой процесс, любая задача в компании начинается с планирования. Но не менее важно понять и осознать свои потребности, некие базовые ценности, которые тебе важны и на которых ты будешь строить свою дальнейшую карьеру. Вдобавок (повторюсь еще раз) мы люди, а не роботы, мы подвластны эмоциям. Очень важно для человека научиться распознавать свои эмоции. Ведь теория эмоционального интеллекта, которая сегодня очень популярна с точки зрения управления, говорит о том, что каждая эмоция рождает в нас колоссальный выплеск энергии.
Анна Ефремова, автор и ведущая программы «Деловой разговор»:
— Доброго времени суток, мой дорогой и любимый зритель и читатель!
Начну с отличной новости. Теперь программа «Деловой разговор» и на страницах журнала ARGENTUM! Почему именно этого журнала? Потому что моей программе близка концепция этого издания. Мы рассказываем об одном и том же. Об успехе. Я часто в программе спрашиваю гостей, как выглядит формула успеха. Передаче уже скоро три года, но универсальной формулы успеха так и нет. И по большому счету ее и не может быть. На мой взгляд, успех – это внутреннее состояние, ощущение. И измерить его можно только уровнем внутренней удовлетворенности. А этот уровень у всех разный. Можно иметь недвижимость в Майями и десять яхт и чувствовать себя недовольным, а можно каждый день пробегать на 1 км больше и чувствовать себя счастливым.
Успех – он внутри! Самое главное – ставить себе цель и добиваться ее! Именно этого искренне и желаю всем зрителям моей передачи и читателям этого журнала!
– А можно ли в таком случае научиться управлять эмоциями?
– Это очень сложно. Прежде всего необходимо правильно идентифицировать эмоцию, понять, что именно ты чувствуешь в данный момент. Затем нужно задать себе второй вопрос: «Что вызвало во мне эту эмоцию?» И, наконец, третий: «Как я могу использовать энергию данной эмоции для того, чтобы не потерять силу?» Приведу простой пример. Многие помнят момент, когда Марко Матерацци в финале чемпионата мира по футболу 2006 года что-то сказал Зинедину Зидану, за что и получил удар головой в грудь. Зидана удалили, а сборная Франции в итоге заняла второе место. А теперь представьте, что было бы, если бы француз сдержался и не ударил своего соперника в ответ пусть даже на самое обидное оскорбление? Однако взять верх над своими эмоциями во время конфликта, остановить хоть на мгновение поток мыслей – пожалуй, самая сложная задача, которую может придумать для себя человек. Однако в случае успеха это поможет человеку сохранить огромное количество энергии и позволит ему управлять этой реальностью.
– Что еще помогает тебе накапливать необходимую энергию?
– У меня есть друг, Джон Шоул, человек номер один в мире, занимающийся сервисной стратегией. Однажды я спросил у него, как ему удается всегда оставаться в тонусе. Он рассказал мне, что регулярно делает «массаж мозга»: каждую неделю обязательно читает одну книгу. Второй секрет – у него всегда есть план, он в нем живет и, как только заканчивается текущий, сразу составляет следующий. И третье – это позитивные аффирмации. По его словам, каждое утро он просыпается и говорит себе: «Джон, ты такой молодец! У тебя все замечательно, ты справишься с любыми задачами».
– Поговорим о корпоративной политике, которой ты занимаешься уже без малого почти 20 лет. На каких китах держится твоя система управления персоналом?
– Я противник какого-либо воздействия на людей. Люди работают эффективно только тогда, когда понимают, зачем они это делают. Представьте себе айсберг: нам видна лишь малая его часть, возвышающаяся над поверхностью воды, но есть ведь и огромный пласт, находящийся под ней. Надводная часть – это наше поведение, но оно является лишь следствием наших мыслей, взглядов, ценностей – всего того, что скрыто «под водой». На что в большинстве случаев пытается воздействовать руководитель? Он пытается влиять на поведение сотрудника, старается заставить человека работать лучше, эффективнее. Но мало кто задается вопросом: а почему человек работает плохо? Быть может, у него что-то случилось дома. Для того чтобы проникнуть внутрь, понять человека, существует такая базовая вещь, как наши ценности. Когда руководитель или предприниматель определяется с тем, что для него по-настоящему важно, он начинает транслировать эти ценности всем вокруг. Людям не важно, что ты говоришь, люди смотрят на то, как ты ведешь себя. Если ты говоришь одно, а ведешь себя совсем иначе, то и твои подчиненные будут делать то же самое. Человек внимает только практике. Поэтому единственная «кнопка», которую можно использовать в работе с персоналом, – это достучаться до ценностей человека, разговаривать с ним. Ведь управление – это прежде всего обратная связь от человека к человеку. А уже через личные ценности мы придем к ценностям корпоративным, создадим набор ключевых принципов, которые будут регулировать деятельность компании. Например, любовь, честность, смелость. Когда у людей появляется фундамент, они уже стараются все мерить относительно него. А это значит, что в компанию не попадет человек, который этих ценностей не разделяет.
– Все мы знакомы с таким явлением, как эмоциональное выгорание. Насколько актуальна эта проблема и как с ней можно бороться?
– С эмоциональным выгоранием руководитель сталкивается тогда, когда словно «застревает» в жизни, не понимая, что делать дальше и в каком направлении двигаться. Для решения проблемы тут нужно копать в направлении того, счастлив или несчастлив человек и так далее. Если же мы говорим о «выгорании» сотрудников, то тут вопрос уже к руководителю: сумел ли он создать в коллективе такую атмосферу, в которой сотрудник чувствует себя нужным и полезным? Представь себе, что ты занимаешься своим любимым делом, постоянно что-то придумываешь, выкладываешься на сто процентов, но руководство этого не замечает. Ты делаешь это год, два, три, вкладываешь всю душу в это дело, но реально не получаешь в ответ никакой обратной связи. Естественно, человек в конце концов просто «перегорит». Мы, как руководители, несем ответственность за своих подчиненных. Если мы хотим, чтобы они не «сгорали», мы должны уделять им необходимое внимание.