ARGENTUM

Авторская колонка

Инновации vs1 easy money 2 (Записки предпринимателя)

kolonka-ponomarev_june2017_1000x600-min

Олег Пономарев рассуждает на тему изменений в обществе, влияющих на бизнес, и о том, почему классические модели
рынка скоро перестанут работать

Иллюстрации: Маргарита Миронова

В 1991 году наступление развитого социализма в нашей отчизне неожиданно сменилось авантюристическим капитализмом. Одновременно общество всеобщего дефицита превратилось в страну никем и ничем не ограниченных возможностей. Среди наших талантливых и голодных людей, выросших на идеях великого комбинатора Остапа Бендера, нашлось немало тех, кто усвоил сто и один способ быстрого перераспределения денежных знаков и уже потренировался на кооперативах. Так начинался русский self-made business (3). Вот только пять совершенно законных российских историй easy money.

1. ИМПОРТ
Собственно, все годы до дефолта 1998 года представляли из себя классический экономический бум. Большая часть сегодняшних компаний-лидеров начинала с простого импорта. Фритрейдерство и монетаризм на фоне гипер­инфляции разорили отечественных производителей, но одновременно обогатили импортеров. К счастью, многие из трейдеров стали производителями, за что почет и уважение компаниям, подобным «Мираторгу».

2. ПРИВАТИЗАЦИЯ
В нищей стране, какой была Россия середины 90‑х, стоимость активов коррелировала со средним доходом. Сегодня даже удивительно вспоминать, сколько стоили приватизируемые предприятия.

3. ЗЕМЛЯ
Земля почти ничего не стоила, и множество состояний возникло за счет капитализации полученных разными способами земельных участков.

4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Начало 2 000‑х годов ознаменовалось беспрецедентной монетизацией потребителей. За первые 8 лет после миллениума реальные доходы среднего россиянина выросли в 3,5 раза в рублях, а в долларах — до 8 раз. Все эти деньги позволили создать новую торгово‑развлекательную и сервисную индустрию и новые капиталы. Общество потребления стало новой идеологией.

5. НЕДВИЖИМОСТЬ
Выросшие в общежитиях и хрущевках люди не могли не мечтать о качественном жилье. Именно поэтому калининградские строители строили по рекордному миллиону квадратных метров в год.

ktomi-innovacii_june2017_1000x600-min
Так было. Нужно было просто стараться быть первым и крупным в своем секторе. Рынок рос, и всем было легко расти, но все изменилось. Холодный ветер двух кризисов 2008 и 2014 годов сдул красивые пузыри. Пирамиды рухнули. Большинство цен на товары и услуги при­шли в равновесное состояние с текущим уровнем доходов потребителей. Выяснилось, что классический закон спроса и предложения никто не отменял. Время посредников закончилось. Сложилась крепкая группа консервативных собственников — наши новые old money (4).
Сложившееся макроэкономическое равновесие и протекционизм способствуют развитию собственного производства в парадигме импортозамещения. Если отбросить всякие прожекты про экспорт, хабы и оффшоры, то понятно, что нужно учиться у наших польских соседей много и хорошо производить и продавать на своем рынке. Наступает новая эра — эра трудовых доходов. И не важно, что наша страна не имеет внятного плана нового экономического роста и деньги дорогие. Ясно, что существующий уровень экономического развития и низкая стоимость ресурсов позволяют запускать интересные и рентабельные проекты. А еще у нас рынок на 145 миллионов потребителей плюс соседи по таможенному союзу и бизнес-среда, недружественная иностранным инвесторам.
Здесь свое слово должна сказать наша креативная молодежь. Верю, что даже несмотря на то, что часть поколения Y и Z живет в виртуальном мире мифов, большинство понимают, что стать модным видеоблогером дано не всем, а вот четвертая промышленная революция открывает безграничные возможности всем и каждому, будь ты предприниматель, инженер, программист или коммерсант.
Массовое производство осталось в славных временах второй промышленной революции. Еще Маркс, а потом и великий австрийский экономист Шумпетер утверждали, что капитализм движется вперед за счет инноваций предпринимателей, а именно за счет создания новых технологий, продуктов и рынков. Только инновации дают успешным предпринимателям временные монополии на соответствующих рынках, что позволяет им заработать исключительную предпринимательскую прибыль. Со временем их конкуренты начинают копировать инновации, снижая общий доход до «нормального» уровня: задумайтесь о том, каким образом появилось так много субститутов на рынке смартфонов, который когда-то почти полностью был занят iPhone компании Apple. С точки зрения Шумпетера, это соревнование, обусловленное технологическими инновациями, гораздо более мощное и важное, чем неоклассическая ценовая конкуренция, при которой производители пытаются вытолкнуть друг друга с рынка, продавая продукты по более низким ценам за счет повышения эффективности использования имеющихся технологий. Шумпетер утверждал, что конкуренция на основе инноваций «настолько эффективнее (чем ценовая конкуренция), насколько бомбардировка эффективнее взлома двери».
Сегодняшнее крушение вчерашних великих компаний Nokia, Motorola, Kodak подтверждает, что ни одна компания, какими бы прочными ни казались ее позиции на рынке, в долгосрочной перспективе не застрахована от «бури созидательного разрушения». 10 апреля 2017 года рыночная капитализация инновационной Tesla превысила стоимость гиганта американского автомобилестроения General Motors! Достаточно пары стратегических ошибок — и лидера нет, его место занимают новые «бизнес-газели» — молодые инновационные компании.
Наш маленький рынок живет по тем же законам. Расслабился — съели. Не развиваешь продукт — деградируешь. Легкие деньги закончились, впереди только инновации и труд.

(1) Против. (2) Легкие деньги. (3) Бизнес, сделавший себя сам.
(4) «Старые» деньги, в классической трактовке — потомственный капитал.
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх