Сегодня в нашей стране (и на Смоленщине в том числе) очень много говорится о поддержке малого и среднего бизнеса. Что, впрочем, совсем не удивительно, ведь во всем прогрессивном мире именно МСП – важнейший элемент рыночной экономики и залог гармоничного развития любого государства. Чем больше в стране предпринимателей и чем успешнее ведомый ими бизнес – тем более здоровой конкурентной средой может похвастаться местная экономика, тем больше налогов поступает в бюджеты всех уровней, тем больше рабочих мест можно предложить населению и прочее, и прочее.
Однако на деле реальную поддержку смоленским представителям бизнеса, увы, готовы оказать лишь единицы. К таким «исключительным» структурам, спешащим на помощь местным предпринимателям, относится не так давно начавший функционировать в регионе Центр кластерного развития. Директор Центра Денис Аленин встретился с ведущей программы «Деловой разговор» Анной Ефремовой в эфире телеканала ГТРК «Смоленск» и рассказал о том, на какую поддержку могут рассчитывать смоляне и что им для этого необходимо сделать.
ВСЕ — ЗА ОДНОГО
— Центр кластерного развития начал свою работу в нашем регионе лишь в прошлом году. Расскажите, как и для чего он был создан?
— Действительно, формально Центр был открыт в 2016 году, однако подготовка к этому началась намного раньше. Прежде всего нам необходимо было подготовиться к конкурсу, проводимому Минэкономразвития, и получить федеральную субсидию на финансирование работы Центра. Благодаря поддержке губернатора мы успешно справились с этой задачей. Но началось все еще раньше, с того, что к нам обратились смоленские предприниматели с идеей поддержки местных предприятий, которые входят в композитный кластер. Они рассказали нам, что подобная структура уже успешно функционирует во многих регионах нашей страны и сейчас очень нужна на Смоленщине.
— Термин «кластер» сегодня можно услышать все чаще и чаще. Что же это такое, для чего он нужен и как помогает предпринимателям?
— Отвечу вам на этот вопрос на примере одного из крупнейших предприятий региона – расположенного в Сафоновском районе завода «Авангард». Это предприятие занимается выпуском изделий из композитных материалов, в частности из стеклопластика. Рядом с ним расположены предприятия, которые выпускают схожую продукцию, и все вместе они образуют композитный кластер.
— По описанию это очень напоминает не менее популярный сегодня индустриальный парк…
— Вот только индустриальный парк можно увидеть и, образно говоря, пощупать: он расположен на определенной территории, обладает всей необходимой для работы инфраструктурой. В то время как кластер – понятие виртуальное. Его нельзя пощупать; это ассоциация, объединение компаний, работающих в схожей отрасли и выпускающих схожую продукцию. У них есть общие проблемы и задачи, и, объединившись вместе, они способны более эффективно донести свои идеи и предложения до органов власти, образовательных организаций и других структур. Например, образовательные организации будут готовить именно тех специалистов, которые будут востребованы на данных предприятиях. А органы власти в свою очередь могут немного изменить налоговое законодательство и предоставить предприятиям льготы, актуальные именно здесь и сейчас, что позволит производителям выйти на новый уровень. В этом и заключается эффективность кластеров.
Анна Ефремова, автор и ведущая программы «Деловой разговор»:
— Доброго времени суток, мой дорогой и любимый зритель и читатель!
Начну с отличной новости. Теперь программа «Деловой разговор» и на страницах журнала ARGENTUM! Почему именно этого журнала? Потому что моей программе близка концепция этого издания. Мы рассказываем об одном и том же. Об успехе. Я часто в программе спрашиваю гостей, как выглядит формула успеха. Передаче уже скоро три года, но универсальной формулы успеха так и нет. И по большому счету ее и не может быть. На мой взгляд, успех – это внутреннее состояние, ощущение. И измерить его можно только уровнем внутренней удовлетворенности. А этот уровень у всех разный. Можно иметь недвижимость в Майями и десять яхт и чувствовать себя недовольным, а можно каждый день пробегать на 1 км больше и чувствовать себя счастливым.
Успех – он внутри! Самое главное – ставить себе цель и добиваться ее! Именно этого искренне и желаю всем зрителям моей передачи и читателям этого журнала!
ЦЕНТР В ПОМОЩЬ
— В чем заключается главная миссия Центра кластерного развития? Каким образом он может помочь предпринимателям?
— После распада Советского Союза большинство теперь уже российских предпринимателей стали относиться друг к другу по принципу «предприниматель предпринимателю – враг». Из-за подобного недоверия многие виды бизнеса не развиваются так быстро, как могли бы. Наверняка все помнят пример с прутиком: один прут сломать очень легко, но если сложить их вместе, то сломать получившийся веник будет практически невозможно. Когда компании выступают единым фронтом, к ним прислушаются. Наша задача – объединить предприятия, работающие в схожих отраслях.
— Обязательно ли быть участником какого-либо кластера, чтобы обратиться за помощью в Центр?
— В настоящее время Центр кластерного развития оказывает два вида поддержки – финансовую и информационную. Под финансовой поддержкой подразумевается оплата мероприятия, необходимого конкретной компании (например, проведение рекламной кампании в средствах массовой информации или разработка бизнес-плана). Причем оплата на условиях софинансирования: к примеру, рекламная кампания стоит 50 000 рублей, из них 10 000 рублей оплачивает сам предприниматель, а остальные сорок за него доплачивает Центр. Правда, есть одно но: финансовые инструменты распространяются лишь на те компании, которые входят в кластеры, утвержденные на региональном уровне. На сегодняшний день их в Смоленской области два – композитный кластер и кластер информационных технологий.
Если компания не входит в кластер (например, к нам обращались туристические фирмы), мы можем оказать им консультационную поддержку: организовать круглый стол, рассказать, как та или иная проблема решается в других субъектах Российской Федерации, каким образом, объединившись в кластер, можно получить финансовую поддержку на региональном или федеральном уровне. Ведь сегодня у нас в стране существуют различные механизмы поддержки предприятий, входящих в те или иные кластеры, однако сами компании об этом зачастую не знают.
БОЛЬШЕ КЛАСТЕРОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
— Год деятельности Центра позади. Как вы оцениваете результаты работы и какими достижениями уже можно гордиться?
— Я считаю, что первый год мы отработали эффективно. В течение года при поддержке департамента инвестиционного развития мы разработали стратегию IT-кластера, что позволяет нам претендовать на большее финансирование, нежели в 2016 году. Однако останавливаться на этом мы не собираемся: к нам активно обращаются предприниматели с идеей создания новых кластеров. Порой обращаются с такими уникальными идеями, о которых мы даже и не думали. Например, не так давно в Центр пришла смолянка с предложением создать кластер предпринимателей, которые занимаются сдачей вещей в аренду. Это может звучать странно, но определенное рациональное зерно в ее предложении есть. Активно обращаются предприниматели по туристическому кластеру, есть идеи по кластеру, связанному с машиностроением, и так далее. Далеко не всегда эффективность работы Центра можно измерить цифрами: слишком уж незначительным может показаться прогресс, в то время как на деле достигнутый нами результат будет огромным. Но если обратиться к цифрам, то по итогам 2016 года мы оказали поддержку 16 компаниям, а в текущем году у нас в планах помочь уже как минимум полусотне смоленских компаний.
— Как вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса Смоленщины на сегодняшний день?
— Без сомнения, малый бизнес нуждается в поддержке, и областная администрация принимает меры для того, чтобы ему помочь. Например, с 1 января 2017 года на территории области действуют налоговые каникулы. Тем не менее по итогам первого квартала 2017 года рост субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области составил два с половиной процента, позволив региону занять по данному показателю 7-е место из 18 регионов ЦФО.
— Сегодня открыть свой бизнес сложнее, чем несколько лет назад, или проще?
— Открыть намного проще, но заработать – сложнее.
— Вы общаетесь с большим количеством предпринимателей. Можете назвать основную ошибку, которую совершают смоляне, открывая собственное дело?
— Мне кажется, что основная ошибка – неправильно проведенный анализ рынка: предприниматель предлагает тот продукт или услугу, которые не востребованы потребителями. Второй момент – бизнесмен должен заниматься самообразованием. Ведь если предприниматель не будет получать новые знания, то и эффективно работать в постоянно меняющемся мире он тоже долго не сможет.